rutube
"Культурная тропинка" для новгородских школьников

"Культурная тропинка" для новгородских школьников

учащиеся 5 - 7 кл.

С 2013 года в Великом Новгороде осуществляется уникальный проект – цикл занятий для школьников 12-14 лет «Культурная тропинка». Этот проект был инициирован  библиотечным центром для детей и юношества «Читай-город» и  изначально поддержан Департаментом культуры и туризма Новгородской области. Деятельность по проекту уже пятый год реализуется при активной поддержке  органов управления сферой культуры и образования Великого Новгорода.   Великий Новгород является региональным центром, где собран полный спектр учреждений, представляющих различные направления культуры: музыкально-инструментальное, вокально-хоровое, декоративно-прикладное, художественно-изобразительное, литературно-творческое, театрально-драматическое, фольклорное, хореографическое и другие.  Их деятельность направлена, в том числе и на детей. Но дети в силу разных причин могут иметь общие представления , например, о театре, но не знать, что такое концертный или выставочный зал.. В целом представления об отдельных направлениях культуры у детей младшего и среднего школьного возраста очень недостаточны, это отмечают и преподаватели основной школы и педагоги из системы дополнительного образования. Заполняет такие пробелы в знаниях, объединив усилия образовательных учреждений и учреждений культуры, проект «Культурная тропинка».

Основная идея проекта – создание системы абонементов для учащихся 5 – 7 классов школ города, которая включает в себя последовательное знакомство с учреждениями культуры Великого Новгорода: театрами, музыкальными школами, библиотеками, дворцами культуры и т.д.  Эта система выстраивается по согласованию с партнерами проекта (учреждениями культуры Великого Новгорода) и учреждениями образования и включает в себя не только посещение учреждений, но и ознакомительные программы, экскурсии, презентации, мастер-классы. Дети, переходя из библиотеки в кинотеатр, из концертного зала в музей могут увидеть и понять многообразие культурных направлений, их увлекательность и значимость, сделать осознанный выбор, каким из направлений заниматься во внеурочное время. Кроме того, проект способствовует формированию культурных потребностей, подготовке грамотных зрителей , слушателей, читателей; а в некоторых случаях может повлиять и на выбор профессии.

 Цель проекта: с одной стороны - обеспечение равных  возможностей  для всех детей, вовлеченных в проект на  получение полной качественной  информации о социокультурной среде родного города; с другой - развитие этой среды через   формирование зрительской, слушательской, читательской  культуры новгородских школьников.

 Задачи проекта:

-         создание системы абонементов для школьников Великого Новгорода для ознакомления с учреждениями культуры города и основными направлениями их деятельности.

-         разработка и продвижение рекламно-информационного пакета «культурная карта Великого Новгорода»

-         популяризация культурных знаний, расширение кругозора и просвещение детей и подростков Великого Новгорода, обеспечение равных возможностей доступа к культурным ценностям

-         организация системы партнерского взаимодействия учреждений культуры и образовательных учреждений 

-         развитие содержания внеурочной воспитательной деятельности  общеобразовательных школ; форм и методов работы учреждений культуры ( в том числе возможных в направлении культурно-познавательного туризма)

Основными организаторами проекта являются муниципальные и государственные учреждения культуры, расположенные на территории Великого Новгорода. Наиболее активно в реализации проекта участвуют:

• ГБУКиИ «Новгородский академический театр драмы им. Ф.М. Достоевского»
• ОАУКИ «Новгородская областная филармония им. А.С.Аренского»
• ОАУК «Новгородский областной «Киносервис»
• МАУК "Центр культуры, досуга и общественных инициатив "Диалог"
• МБУК "Библиотека для детей и юношества "Читай-город"
• МБУДОД "Новгородская музыкальная школа №1 им. С.В. Рахманинова"
• МБУДОД "Детская музыкальная школа им. А.С. Аренского"
• МБУДОД "Новгородская городская детская музыкальная школа им. П.И. Чайковского"
• ГБУКиИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли»
• МАУДО "Новгородская детская музыкальная школа русского фольклора"
• КИНОМУЗЕЙ

Учреждения культуры готовят ознакомительную программу для школьников, которая может включать (и/или):

экскурсию по учреждению

мастер-класс по какому-либо направлению

небольшой концерт, включающий 2-3 номера

познавательное мероприятие

любую другую форму ознакомления учащихся с деятельностью учреждения.

Например, отделами БЦ «Читай-город» подготовлена серия интерактивных и театрализованных  экскурсий, игр-квестов, делающих знакомство с возможностями библиотеки ярким и увлекательным.(Сценарий игры-экскурсии по Подростковой библиотеке БЦ «Читай-город» см. в приложении). Предложения от учреждений обобщаются в единую программу абонемента. Разрабатывается и издается рекламно-информационный пакет, состоящий из красочных абонементов для школьных классов и «Культурной карты Великого Новгорода». При этом необходимо отметить, что на карту нанесены все объекты «культурной инфраструктуры» города, информация об учреждениях - непосредственных организаторах проекта будет более развернутой. Ежегодно организуется  презентация проекта для учреждений образования города, далее осуществляется сбор заявок. Информация о ходе проекта доступна на сайте БЦ «Читай-город», а так же в социальных сетях. На основе полученных заявок, рекомендаций педагогов и переговоров с партнерами составляется план-график посещений учащимися учреждений культуры. Посещения регулируются координатором проекта. Успешный опыт многолетней реализации аналогичного проекта библиотеками Финляндии и выполнение ими функций информационного координатора позволяют БЦ «Читай-город» выступать инициатором «Культурной тропинки» в Великом Новгороде. В процессе реализации все учреждения культуры являются равнозначными заинтересованными партнерами.

Длительность проекта – один учебный год. Наиболее активные и заинтересованные участники, прошедшие всю «культурную тропинку» поощряются специальными дипломами и благодарственными письмами организаторов.В результате реализации проекта  школьники  знакомятся с представленными в городе учреждениями культуры, их деятельностью, профильными видами искусства. А учреждения, образовывая ребят, формируя их культурную потребность, воспитывают при этом своих будущих зрителей, слушателей, читателей, участников клубных формирований и любительских студий. Сложившаяся система информационного партнерства учреждений сферы культуры с  образовательными учреждениями гарантирует широту распространения информации об абонементе и ее востребованность, а также «обратную связь» с педагогами.


11 сентября 2018 г.
Фотоальбом